НВ Златорунский. Фото из частного архива Е. Софинской

Николай Васильевич Златорунский

псаломщик

Дата рождения Дата смерти

Николай Васильевич Златорунский[1] родился 6 мая 1873 года в семье священника Покровской церкви села Сосновой Мазы Василия Ивановича Златорунского и его жены Татьяны Евстафьевны. После завершения курса обучения в Саратовской духовной семинарии он поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1897 году со степенью кандидата богословия. Из Казани он вернулся в Саратов, где начал свою духовно-учебную деятельность. 13 сентября 1897 года Златорунский становится преподавателем русского и церковно-славянского языка в 1-м классе Саратовского духовного училища. 3 (по другим данным — 9) октября 1901 года Николая Васильевича переводят на должность помощника смотрителя Балашовского духовного училища. Исправлял должность учителя церковного пения с 1 октября 1908 года по 1 июля 1909 года. 28 апреля 1911 года он был утверждён в должности инспектора Саратовской духовной семинарии. Во время прохождения должности инспектора Златорунский преподавал Священное Писание в 5-м классе.

Администрация Саратовской семинарии, около 1913-1914 годов. Златорунский второй слева
Администрация Саратовской семинарии, около 1913-1914 годов. Златорунский второй слева

Журнальным постановлением Съезда уполномоченных духовенства Саратовской епархии 10 октября 1913 года, утвержденным Его Преосвященством, ему «выражена сердечная признательность за педагогически мудрое и сердечное отношение к воспитанникам Семинарии». С 1911 года до революции Николай Васильевич ежегодно во время отпуска ректора семинарии исправлял его должность. В годы Первой мировой войны состоял Председателем Совета Саратовского Отдела Всероссийского попечения о беженцах. Член братства Святого Креста с 1913 года, а 14 июля 1915 года назначен председателем Комитета для заведования всеми делами по типографии братства.

К революции Златорунский был кавалером орденов святой Анны 2-й и 3-й степени и святого Станислава 2-й и 3-й степени, а также имел серебряную медаль в память двадцатипятилетия со времени восстановления в Бозе почившим Государем Александром III церковной школы. По табели о рангах Златорунский дослужился до чина статского советника (1909).

Жена последнего семинарского инспектора Руфина Ивановна (16 сентября 1878 — 17 ноября 1969) также происходит из рода Златорунских. Она — дочь протоиерея Ильинской церкви Саратова Иоанна Филагриевича Златорунского (см. о нём в тексте об Ильинском кладбище), а своему мужу она приходилась двоюродной племянницей. В связи с родством жениха и невеста, на их брак было выдано специальное разрешение Святейшего Синода. Жила семья в служебном помещении, находившемся на первом этаже здания семинарии.

В Саратове семья Златорунских жила прямо в здании семинарии (Мичурина, 92), занимая семь комнат на первом этаже в левом крыле (ближе к Провиантской). Семья их состояла из девяти человек: Златорунский с женой и семеро детей. У обоих супругов были музыкальные способности: Николай Васильевич играл на скрипке и пианино, Руфина Ивановна имела хорошее сопрано, иногда даже выступала в консерватории и была знакома с Рахманиновым. Сохранилось семейное воспоминание, когда для Руфины Ивановны «грузили рояль на телегу» и ездили с различными концертами, в том числе благотворительными. Было всё это, разумеется, ещё до революции.

Вскоре после издания декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, в феврале 1918 года, значительная часть инвентаря семинарского общежития была реквизирована. В здании «старой» семинарии разместили канцелярию Красного Креста и Саратовскую ученую архивную комиссию.

Ученый совет семинарии решил не опускать руки и отстоять свое учебное заведение, реформировав его, насколько это возможно. Концепцию создания духовной школы нового типа Златорунский публикует в «Саратовских епархиальных ведомостях»: «Церковь стала свободна. С нее снята государственная опека и теперь не на кого уже сваливать наши ошибки и недочеты». Реформой духовной школы, по мнению автора, необходимо заняться в интересах лучшей подготовки пастырей церкви, независимо от «реквизиционных экспериментов местной власти».

Педагоги решили пойти на компромисс и взять все лучшее из опыта светской специальной школы, а именно — практические занятия. «Только юноши, готовящиеся к ответственейшему из всех служений — пастырству, почти не видят тех кабинетов, лабораторий и аудиторий, где они могли бы практически научиться сострадательной, деятельной любви, как то: тюрем, больниц, богаделен, приютов для брошенных детей, слепых и калек, …не имеют командировок в целях практической подготовки к проповедничеству, миссионерству в приходы, расколо-сектантские селения, монастыри и пр.».

В конце апреля 1918-го малое епархиальное собрание командирует Златорунского в Москву, где был принят Святейшим Патриархом Тихоном. Его ходатайство о продолжении существования семинарии, поддержанное высшей духовной властью, оказалось в итоге безрезультатным. Большевики поставили своей целью любой ценой ликвидировать духовные школы.

В комиссариате внутренних дел был получен более чем расплывчатый ответ: «Что касается введения в курс духовных школ преподавания общеобразовательных предметов, возвращения православной церкви отнятого у нее духовно-учебного капитала в сумме 26 миллионов рублей, составляющего собственность 6000 работников духовной школы — то эти вопросы будут разрешены в непродолжительном времени особой междуведомственной комиссией». Те же «Епархиальные ведомости» приводят подробности трехнедельного пребывания ходатая в столице: «Нелишне отметить, что Н. В. убавился в весе на один пуд».

Саратовская семинария была закрыта, видимо, вскоре после начала красного террора (сентябрь 1918 года), а вместе с ним — массированной атаки на Церковь. Сын последнего семинарского инспектора Виталий Николаевич Златорунский (1909 — 2001) вспоминал, что окончательно семинарию закрыли в 1919 году, когда из здания на Малой Сергиевской выселили семьи инспектора (то есть Н. В. Златорунского) и преподавателей. После закрытия семинарии Златорунский некоторое время работал в епархиальном управлении, которое тогда находилось на Константиновской улице, а позднее стал регентом и псаломщиком саратовской Вознесенско-Сенновской (Митрофаниевской) церкви, где и прослужил вплоть до закрытия храма; семья жила в одноэтажном домике у церкви (ныне и церковь, и дом снесены).

Ещё два эпизода первых советских лет. В 1920 году на публичном диспуте с А. В. Луначарским, проходившем в «Народном доме» (здание бывшего «Ударника», Горького, 40), выступил Златорунский и, как утверждает семейное предание, победил заезжего коммуниста. В 1922 году ректором Саратовского университета стал С. Р. Миротворцев, который предложил Златорунскому занять в университете должность заведующего кафедрой русской словесности, однако последний по идейным антисоветским мотивам отказался.

Известно, что в 9 марта 1931 года было заведено дело на группу саратовского духовенства и мирян (всего 7 человек), среди которых были протоиереи Вячеслав Александрович Травинский, Николай Иванович Рахинский, Владимир Семенович Захаркинский, одним из обвиняемых по этому делу проходил Николай Васильевич Златорунский. Но осужден Н. В. Златорунский не был.

Н.В. Златорунский. Фото из частного архива Е. Софинской
Н.В. Златорунский. Фото из частного архива Е. Софинской

С мая 1940 года Н. В. Златорунский стал работать счетовым работником в «Главметизе», а вскоре после начала войны он скончался 13 июля 1942 года в возрасте 69 лет. Сын последнего инспектора Виталий Николаевич Златорунский вспоминал: «Из военных лет у нас был самым тяжелым 1942. В этот год у нас умерли мой отец Николай Васильевич, тесть Александр Андреевич, теща Татьяна Михайловна, племянник Лев и тетя Дуся. И всем пришлось копать могилы мне самому, так как в похоронном бюро копать было некому». 

17 июля 2009 года в рамках епархиальной программы установки 29 крестов Православным похоронным бюро под руководством В. В. Теплова на могиле был установлен новый большой металлический крест с табличкой.

 

 [1] Подготовлено по: Правление Саратовской духовной семинарии. Формулярный список о службе инспектора Саратовской духовной семинарии статского советника Николая Васильевича Златорунского // ГАСО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 7671. Л. 1-9; Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф.-Р. 6210. Д. 3013 (ОФ-2062); Материалам из личного архива семьи Софинских. Подготовил В. В. Теплов. 

Информация о захоронении

Месторасположение

Как добраться

Участок
25
Расположение могилы
По дорожке между 25 и 30 участком (продолжение дорожки между 3 и 31 учч.) дойти до черного обелиска А. И. Черного, налево 30 шагов.

Фото

Могила. Фото В. Теплова, 2022 г.
Могила. Фото В. Теплова, 2022 г.
Могила. Фото В. Теплова, 2022 г.
Могила. Фото В. Теплова, 2022 г.
Могила. Фото В. Теплова, 2022 г.
Могила. Фото В. Теплова, 2022 г.

Лента

  • Первоначальное надгробие. Фото В. В. Теплова 2007 г
    Первоначальное надгробие. Фото В. В. Теплова 2007 г
  • Первый крест установленный в 2009 году
    Первый крест установленный в 2009 году
  • Златорунский Фото Е. Л. Лебедева 2022 г
    Златорунский Фото Е. Л. Лебедева 2022 г
Воскресенский некрополь